Изменения для земль сельскохозназначения

В третьем квартале 2016 года произошел ряд изменений в действующем законодательстве о землях сельскохозяйственного назначения.

1. Наиболее значимым для сельскохозяйственных товаропроизводителей  явилось отмена необходимости нотариального удостоверения сделки купли-продажи земельных долей.
Требование о нотариальном удостоверении указанных сделок, введенное в законодательство в начале 2016 года и вызвавшее общественный резонанс, исключено Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 351-ФЗ «О внесении изменений в статью 24.1 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» с 4 июля 2016 года.
Таким образом, оформление сделок купли-продажи земельных долей будет осуществляться в прежнем порядке: после заключения сделки необходима лишь регистрация перехода права собственности в органах, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
2. Другим новшеством земельного законодательством стала также отмена выдачи привычного свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество с 15 июля 2016 года.
С 2013 года согласно статье 14 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» законодателем было разрешено удостоверение прав на недвижимое имущество по выбору правообладателя свидетельством о государственной регистрации прав или выпиской из Единого государственного реестра прав.
Федеральным законом 3 июля 2016 года № 360-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что теперь «проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из Единого государственного реестра прав». Выписка будет выдаваться по итогам регистрации прав на недвижимое имущество. Свидетельства о регистрации права, выданные до принятия Федерального закона, сохраняют свою юридическую силу и не требуют замены.

3. Изменены условия выделения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности. Теперь в счет земельных долей орган местного самоуправления поселения может выделить земельный участок в любом местоположении в границах долевой земли, а не исключительно на землях худшего качества, как того требовал пункт 8 статьи 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (изменения внесены Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 352-ФЗ «О внесении изменений в статьи 13 и 15 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

4. Усовершенствован порядок изъятия земельных участков сельскохозяйственного назначения у собственников в случае ненадлежащего использования участков или неиспользования по целевому назначению, предусмотренный статьей 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Ранее согласно указанной норме закона участок мог быть изъят в судебном порядке, если органами государственного земельного надзора устанавливался факт неиспользования участка для сельскохозяйственного производства в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на земельный участок; участок реализовывался органом государственной власти субъекта Российской Федерации с публичных торгов; в случае признания торгов несостоявшимися, субъект Российской Федерации или муниципальное образование имели право купить непроданный земельный участок. Данная схема позволяла собственнику принимать меры по фиктивному отчуждению земельного участка до решения суда об изъятии, не было гарантий того, что найдется иной собственник, желающий использовать участок по назначению или хотя бы участок приобретут органы власти, так как у последних не было такой обязанности.
В новой редакции статья 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» устанавливает, что не может быть изъят земельный участок сельскохозяйственного назначения, являющийся предметом ипотеки. Сроки неиспользования участка по назначению определены иначе: участок может быть изъят по истечению не менее трех лет с момента выявления органами государственного земельного надзора факта неиспользования участка по назначению, если собственник продолжил в течение этих трех лет (подряд) не использовать участок для сельскохозяйственного производства. При указанных нарушениях органы государственного земельного надзора инициируют процедуру изъятия земельного участка и предпринимают меры по наложению запрета на сделки с земельным участком до вынесения судом решения об изъятии участка, направляя соответствующее заявление в органы государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

Усовершенствованы и способы реализации изъятого земельного участка. Предусмотрены повторные торги в случае, если первоначальные публичные торги признаны несостоявшимися. Если же не состоялись и повторные торги, участок реализуется путем публичного предложения. В случае же неэффективности и этих торгов, возникает право муниципального образования, на территории которого расположен земельный участок, приобрести его. Ну а в случае незаинтересованности органов местного самоуправления земельный участок уже обязаны приобрести органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

На каждом этапе реализации земельного участка цена его уменьшается, и в итоге субъект Российской Федерации приобретает участок по минимальной цене последних торгов, которая составляет не более 40 % от рыночной или кадастровой стоимости земельного участка.

Средства, вырученные от реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости такого земельного участка и агрохимического обследования.

5. Введены льготы в получении земельного участка сельскохозяйственного назначения для лиц, участвующих в государственных программах развития сельского хозяйства. Согласно нововведенному пункту 8 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в реализации указанных государственных программ, предоставляются земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, в целях ведения сельского хозяйства в аренду на срок до пяти лет без проведения торгов.

Однако, в случае наличия нескольких претендентов на один земельный участок, органы власти будут обязаны предоставить земельный участок по результатам аукциона.

6. Также законодателем определены критерии надлежащего использования государственного или муниципального земельного участка арендатором. Надлежащее использование арендуемого земельного участка является необходимым условием для его продажи арендатору по истечении трех лет аренды или продления срока аренды.

Согласно новой редакции пункта 4 статьи 10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» надлежащее использование земли подтверждается отсутствием у органов власти, распоряжающимся земельным участком, информации о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка.

Таким образом, в случае отсутствия указанной информации, земельный участок, находящийся в муниципальной или государственной собственности, может быть предоставлен в собственность или аренду землепользователю.

7. Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 335-ФЗ «О внесении изменений в статью 72 Земельного кодекса Российской Федерации» разграничены полномочия по осуществлению муниципального земельного контроля между органами местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений.

В соответствии с поправками в Земельный кодекс РФ, органы местного самоуправления муниципального района осуществляют муниципальный земельный контроль в том числе в отношении объектов земельных отношений, расположенных в границах входящих в состав этого района сельских поселений.

Исключение составляют случаи, когда данные полномочия закреплены за органами местного самоуправления указанных сельских поселений в соответствии с законом субъекта РФ.

Начальник отдела правового обеспечения и земельных отношений   С.О. Казанцев