Внесение изменений Госдумой в №66 ФЗ

            О внесении изменений в Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Сегодня реализация Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (далее – Закон) затрагивает интересы более 60 миллионов граждан ведущих садоводство, огородничество, дачное хозяйство. Вместе с тем правоприменительная практика свидетельствует о возникшей потребности как скорейшего пересмотра отдельных его положений, так и комплексной переработки в ближайшие несколько лет. Предусмотренные Законом механизмы защиты прав и законных интересов садоводов, огородников и дачников устарели и требуют немедленной адаптации и приведения в соответствие с действующим законодательством. Законопроект является первым шагом на пути к комплексному пересмотру положений Закона и предполагает внесение в него точечных изменений, затрагивающих исключительно нормы, регулирующие внутреннюю жизнедеятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

1. Уточняется порядок расчета членских взносов. Напрямую предусматривается, что такие взносы направляются, в том числе, на содержание имущества общего пользования. Такое изменение позволяет отсечь возможность покрытия за счет этих взносов вопросы личных расходов, связанных с содержанием земельных участков и иного имущества, принадлежащих членам объединения.

2. Кроме того, предлагается установить зависимость между размером членского взноса и площадью земельного участка члена объединения и (или) общей площади принадлежащих ему и расположенных на таком земельном участке объектов недвижимого имущества. Нововведение направлено на соблюдение баланса интересов всех членов объединения. Это позволит избежать дальнейших разночтений, в том числе в рамках судебных процессов, по вопросам, связанным с расчетом взносов, а также приведет к справедливому распределению затрат некоммерческого объединения между его членами.

3. Предусматривается необходимость закрепления в уставе порядка определения размеров неустойки (пени) в случае несвоевременной уплаты взносов и порядок уплаты такой неустойки (пени). Это создаст прозрачные правила применения штрафных санкций и позволит минимизировать нарушения, связанные с выполнением возложенных на членов объединения обязанностей.

4. В целях защиты прав граждан на выход из членов объединения, а также в целях соблюдения баланса интересов объединения и его членов, предлагается установить правило, согласно которому объединение не может отказать в выходе из членов объединения при условии погашения всей суммы задолженности перед объединением, если такая задолженность имеется.

5. Члены объединения наделяются правом не только знакомиться с документами объединения, но и получать копии таких документов. Сегодня, норма определяющая право знакомиться с документами объединения воспринимается буквально и правление не выдает копии документов объединения, что нарушает права и законные интересы членов объединения. При этом в случае необходимости защиты своих прав в судебном порядке, отсутствие документов очень часто является серьезным препятствием к возможности возбуждения судом производства по делу или принятия законного и обоснованного решения.

6. Устанавливается обязанность члена объединения уведомлять объединение об отчуждении своего земельного участка. Эта норма направлена на закрепление за объединением права своевременно актуализировать информацию о членах объединения и решать вопрос о взыскании неуплаченных взносов.

7. Уточняется перечень случаев, когда не допускается заочное голосование членов объединения. К таким случаям предлагается отнести вопросы о внесении изменений в устав объединения или об утверждении новой редакции устава объединения, о ликвидации и (или) реорганизации объединения. Эти изменения позволят повысить прозрачность и обоснованность принимаемых решений, а также ограничат возможности для неправомерных действий органов управления.

8. Наконец, в целях упорядочения учета сведений о членах объединения и гражданах, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке, предусматривается создание в каждом объединении реестра указанных лиц. Порядок ведения реестра, а также его содержание должны определяться Уставом объединения. Не отрицая необходимость комплексного пересмотра положений Закона, представляется, что скорейшее принятие законопроекта уже сегодня повысит уровень защиты прав и законных интересов граждан, ведущих садоводство, огородничество и дачное хозяйство, а также позволит систематизировать деятельность органов управления объединения и сделает ее прозрачнее.

                                                                      Вносят депутаты Государственной Думы

С.Е. Нарышкин, С.И.Неверов,

В.А.Васильев, М.Л.Шаккум,

О.Д.Валенчук, Н.В. Панков,

С.А. Попов Проект №

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Федеральный закон

«О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»

Статья 1 Внести в Федеральный закон от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (Собрание законодательства, 1998, № 16, ст. 1801; 2000, № 48, ст. 4632; 2002, № 12, ст. 1093; 2003, № 50, ст. 4855, 2004, № 35, ст. 3607, № 45, ст. 4377, 2006, № 27, ст. 2881; 2007, № 27, ст. 3213; № 48, ст. 5812; 2008, № 20, ст. 2251) следующие изменения:

1) абзац седьмой статьи 1 после слов «объединения на» дополнить словами «содержание имущества общего пользования», дополнить предложением следующего содержания: «Размер членских взносов определяется в порядке, предусмотренном уставом объединения, с учетом площади земельного участка члена указанного объединения и (или) общей площади принадлежащих ему и расположенных на таком земельном участке объектов недвижимого имущества.»;

2) пункт 4 статьи 16: а) абзац восьмой дополнить словами «, в том числе порядок определения размеры неустойки (пени) в случае несвоевременной уплаты предусмотренных настоящим Федеральным законом взносов и порядок уплаты такой неустойки (пени);»; б) дополнить новыми абзацами восемнадцатым и девятнадцатым следующего содержания: «порядок ведения реестра членов объединения; порядок предоставления членам объединения информации о деятельности такого объединения.»;

3) статью 18 дополнить пунктом 6 следующего содержания: «6. Члену садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения, который подал заявление о выходе из3 такого объединения, не может быть отказано в таком выходе при условии погашения всей суммы задолженности перед объединением.»;

4) в статье 19: а) пункт 1 дополнить подпунктом 9 1 следующего содержания: «9 1 ) знакомиться и получать копии правоустанавливающих документов объединения, решений органов управления, а также иных документов, связанных с деятельностью объединения;»; б) пункт 2 дополнить подпунктом 11 1 следующего содержания: «11 1 ) в письменной форме уведомлять правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения об отчуждении земельного участка, принадлежащего такому члену указанного объединения.»;

5) абзац третий пункта 3 статьи 21 дополнить словами «, а также вопросы о внесении изменений в устав объединения или об утверждении устава в новой редакции, о ликвидации и (или) реорганизации объединения»;

6) в статье 22: а) абзац третий пункта 2 дополнить предложением следующего содержания: «При равенстве голосов, голос председателя правления является решающим.»;4 б) пункт 3 дополнить подпунктом 20 следующего содержания: «20) ведение реестра членов объединения и граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке;».

Статья 2 Настоящий федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации