Распечатать Статью Распечатать Статью

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Обязано ли СНТ вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и формировать отчетность об отходах, если вблизи земель СНТ образованы несанкционированные свалки ТБО? При этом мусор из садоводства вывозится специализированной организацией, с которой заключен договор. 

Вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду и формировать отчетность об отходах применительно к образованным вблизи земель СНТ несанкционированным свалкам ТБО не требуется. СНТ ответственность за свалки, образованные третьими лицами вблизи садоводства, не несет.
В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее — Закон N 7-ФЗ) негативное воздействие на окружающую среду является платным.
Согласно п. 2 ст. 16 Закона N 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся:
— выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ;
— сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади;
— загрязнение недр, почв;
— размещение отходов производства и потребления;
— загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий;
— иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Как следует из изложенного, Закон N 7-ФЗ связывает реальное негативное воздействие на окружающую среду и обязанность по внесению соответствующей платы.
Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 N 204 утверждены формарасчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядок заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее — Порядок).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под размещением отходов понимаются их хранение и захоронение.
Хранение отходов определяется как их содержание в объектах размещения отходов в целях последующего захоронения, обезвреживания или использования, а захоронение отходов — как изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Как разъяснялось в Письме Ростехнадзора от 28.10.2008 N 14-07/6011, наличие договора на вывоз отходов со специализированной организацией не освобождает от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, за исключением случая, когда в договоре предусмотрен переход права собственности на отходы к такой специализированной организации, а также случая, когда заключенный договор является договором о конечном размещении отходов.
Однако Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.07.2011 N 1752/11 заключил, что деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 N 5-П положения ст. 16 Закона N 7-ФЗ признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой по смыслу, придаваемому этим нормативным положениям в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, они допускают взимание данного публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 г. отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, заключая которые, стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы.
Позднее Росприроднадзор в Информации «О порядке внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду» по состоянию на 25.08.2014 также указал, что плата за размещение отходов взимается с собственника отходов. При этом передачу отходов организации, оказывающей услуги по их вывозу, размещению, необходимо отличать от передачи отходов с переходом права собственности, поскольку наличие только договора на оказание услуг по транспортировке, размещению отходов (мусора) не освобождает плательщиков от внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой зависит от количества и класса опасности отходов. В случае если специализированная организация, в соответствии с заключенным договором, не принимает в собственность образованные хозяйствующим субъектом отходы, то право собственности на отходы, а следовательно, и обязанность по расчету платы за негативное воздействие на окружающую среду и ее внесению в бюджет остаются за хозяйствующим субъектом.
Таким образом, по вопросу о том, кто является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду: лицо, в деятельности которого образовались отходы, или специализированная организация, существует неопределенность. Если договором со специализированной организацией переход права собственности на отходы не предусмотрен или же данный договор не является договором о конечном размещении отходов, плательщиком платы в отношении отходов, образующихся в деятельности СНТ, может быть признано само садовое товарищество.
Плательщики по окончании каждого отчетного периода (квартала) обязаны представлять в территориальные органы Ростехнадзора расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду (п. 3Порядка).Бланк для расчета  http://cinema-fan.ru/wp-content/uploads/2015/07/cb01acb0.jpg


Поделиться:

Оставить комментарий

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.